Кирилл Анкудинов online


С Новым Годом!
окно, кот, мрак, луна
ankudinovkirill
С Новым, 2018-м, Годом!!!!!

Ближайшие планы на следующий год.
окно, кот, мрак, луна
ankudinovkirill
В конце января наступающего 2018-го года я собираюсь быть в Москве на предзащите своей докторской диссертации.
На сегодня дата моего вероятного пребывания в Москве - 24 января +- один день до/после 24 января (срок моего пребывания в Москве - в пределах от одного до трёх дней). На сей раз я в Москве буду недолго, и не все мои московские друзья и знакомые, желающие встречи со мной, успеют со мной встретиться.
Если всё, что связано с предзащитой и прочей подготовкой к защите, пройдёт успешно, мой следующий приезд в Москву пройдёт во второй половине 2018 года, я и задержусь в Москве подольше (защита - не предзащита и требует больше времени).

Паучок Ананке.
окно, кот, мрак, луна
ankudinovkirill
Пока ещё не начались новогодние праздники и пока возможно писать "о серьёзном", напишу "о серьёзном". Я писал об этом много раз - однако это меня бесконечно беспокоит...
Античное понимание мира было, во многом, тоньше послеантичного ("христианского", условно говоря) - тем, что оно не моралистично (не требует непременных оценок). Тем более оно тоньше современного (постсоветского) сознания. Для современного (постсоветского) человека, взросшего на марксизмо-гегельянстве слово "необходимость" всегда позитивно - даже если "необходимость" "горькая" или "жестокая" - она является для чего-то и для этого "чего-то" она хороша. См. у Мандельштама "а мог бы жизнь просвистать скворцом... да, видно, нельзя никак" - эта необходимость плоха для "я"; однако она всё же хороша - "для чего-то".
Древние греки знали "Ананке" - необходимость, которая ПЛОХА, необходимость, которая не нужна никому и ничему. Софокловский царь Эдип убил своего отца и женился на своей матери - это "необходимость"; и эта необходимость не нужна никому из людей (Эдипу - в первую очередь не нужна) и не нужна никому из богов (это гневит богов). Это - плохая необходимость; и она ЕСТЬ.
XXI век - это ПЛОХОЙ век. Это - век бесконечного глобального шоу. Поскольку шоу само по себе не может порождать смыслы, XXI век - век МИФОВ - старых мифов эпохи домодерна и раннего модерна. Через эту возвратившуюся реальность (через постмодерноархаику) обречены пройти и США, и Европа, и весь мир. Линии нестабильности - "зона влияния Ислама" (а это - весь мир фактически) и - дополнительно - "постсоветская зона", где проходят разломы между "досоветским" (мифо-национализмами - латышским, украинским, таджикским, чеченским, черкесским, русским, казачьим и т. д.) и "советским" (не удерживающимся в модерне, тоже сползающим в миф, в постмодерноархаику). В 1988-1989 гг. я служил в армии в Латвии; имел возможность читать тогдашние вольные газеты - газету латышских националистов и (анти)советских демократов "Атмоду" (Тимур Кибиров и Лев Рубинштейн впервые опубликовались именно там) и противостоящую её газету антинационалистов и советскоцентристов "Интерфронт" (мне не нравились обе газеты - по разным причинам). Тогда, к счастью, всё обошлось без крови; нынешняя "Украина-ЛДНР" производит на меня впечатление стопроцентного дежавю с "Атмодой-Интерфронтом"; совпадает ВСЁ - исключение только в формах выражения "сценария" - в первом акте он являл себя через СМИ, во втором - через военные действия. По логике мифа ожидаю третьего акта: он должен случиться в России и превзойти по кровопролитности предыдущие акты. Неужели я стану свидетелем и ЭТОМУ?
То, что сейчас происходит на Украине - это "XXI век", это - плохая необходимость, сплетённая "паучком Ананке". Можно обороняться от этого. Путин пытается обороняться, пытается сохранить "ХХ век"; пока у него это худо-бедно получается. Но Путин не вечен; и у Путина есть свои изъяны. "Плохая необходимость" не стопроцентно плоха; это - стихия; в любой стихии возможно жить - если понимать её законы. Возможно жить и "внутри XXI" века - если знать, что такое миф, что такое мифологическое мышление, как с ним работать, что такое нация, как она формируется и т. д.
Украина уже вошла в плохой XXI век - и вошла плохо.
Россия не вошла в плохой XXI век (ещё?); она пребывает в ХХ веке (с Аллой Пугачёвой, салатом оливье и чекистами). Если "XXI век" - это НЕОБХОДИМОСТЬ (как для Эдипа), тогда Россия ВОЙДЁТ в него; и ей надо войти не плохо, а хорошо - с упреждением и со знанием законов стихии. Но как это возможно, если сонный ум россиянина занят 1001-ым эпизодом снотворной шахерезадовой рассказки о жене Джигарханяна?

Заметки литературоведа современной литературы (поэзии).
окно, кот, мрак, луна
ankudinovkirill
Не хочу говорить "критик"; скажу по отношению к себе - "литературовед современной литературы".
Отличие тут вот в чём... Мышление может быть дедуктивным (от общего к частному) или индуктивным (от частного к общему). Все нынешние критики мыслят индуктивно: "поэт Икс единственный в своей инновационности", "поэт Игрек уникален в патриотизме и душевности", "поэт Зет разрабатывает эксклюзивную просодию".
Я, наверное, не критик. Я как врач-диагност - когда к врачу приходит новый пациент, врач ведь не ищет у него уникальный организм или единственную-неповторимую болезнь. Нет, врач мыслит дедуктивно, от общего к частному (а не от частного к общему).
Так и я: сталкиваясь с новым поэтическим текстом, я вижу, какая "культура" стоит за ним. Я сразу вижу, что другими поэтами написаны тысячи таких же текстов - таких не дословно, а по "механизмам культурных структур". А поэт этого ещё не знает. Я закончил составлять сборник поэтов нашего майкопского лито - бог ты мой! - какой океан классической и современной "культуры" давит на нас, на всех! Благодаря воздействию этой океанской толщи 95% нашего сборника для "продвинутых экспертов" - "не поэзия". Но ведь и за тем, что продвигают "продвинутые" я вижу "общую анатомию и патологию", "тоже культуру" (только иную). Вот Лиза Готфрик - беда не в том, что это по моим вкусам нехорошо; беда, что это ещё и не ново (и очень-очень-очень не ново) - а если уж выбирать между тем, что не ново и красиво, и тем, что не ново и уродливо, уж лучше первое. И когда я вижу стихи "классиков модерна", я тоже "как врач": читаю Хлебникова, а передо мной стоит майкопский графоман Омега; дело не в том, что Омега читал Хлебникова (не читал), а дело в том, что Хлебников и Омега МЫСЛЯТ ОДИНАКОВЫМ СПОСОБОМ. Не надо обольщаться: Хлебников "Омегой" и был; просто в тогдашнем обществе сыграл Хлебников, а сейчас общество другое, и в нём сыграет что-то другое.
Я не раскаиваюсь в своих словах, сказанных несколько лет назад: русский стих подошёл к пределам своего формального совершенствования. Я продолжаю считать, что это так. Анонимную антологию "Русская поэтическая речь" я читал так, как читают советские детективы: сюжет сюжетом, но понятно же, что убийцей окажется тот персонаж, у которого фамилия на "-ский"; так и в сборнике - слова могут совокупляться меж собой как угодно, но чем абсурднее словосочетания стиха, тем очевиднее и проще "МЕХАНИЗМ стиха", тем мне понятнее, для чего текст. Вот они - пределы формальных поисков. Нет, надо делать ставку не на форму стиха и не на абсурдизацию стиховой семантики (абсурд всегда одинаков), а на индивидуальность и на индивидуальный миф. Миф - у каждого разный; благодаря этому обстоятельству наша поэзия ещё может быть разной, и интересной, и перспективной тоже.

Авантюра не удалась, за попытку спасибо.
окно, кот, мрак, луна
ankudinovkirill
Мои номинанты не вошли в шорт-лист "Григорьевской премии". Этого я и ожидал.
Теперь буду болеть за Андрея Чемоданова (он вошёл в шорт-лист).

Холм Будды.
окно, кот, мрак, луна
ankudinovkirill
У Саши Адельфинского вышел новый сборник. Называется "Холм Будды".
Вот его реклама на "Ридеро".

https://ridero.ru/books/kholm_buddy/.

По этой рекламе можно ознакомиться с 25% текста.

А в Фейсбуке я окончательно разочаровался. Снова перемещаю бОльшую часть своей деятельности в ЖЖ.

к 100-летию Октября.
окно, кот, мрак, луна
ankudinovkirill
Я не коммунист. Я понимаю, что возрождение "октябрьского проекта" в нынешней России невозможно - для него нет никаких предпосылок - ни экономических, ни политических, ни социальных, ни культурных, ни психологических. Разговоры о "новом Октябре" - не более чем вид рессентимента; а рессентимент (во всех формах) я не люблю. В то же время, я не отношу себя к оголтелым антикоммунистам: исторический период нашей страны с октября 1917 по август 1991 есть за что уважать. Хотя бы за ликвидацию безграмотности.
Сделаю сравнение. Большевизм - это лекарство со сложным составом, включающим в себя в том числе ядовитый ингредиент. По каким-то причинам яд оказался сильнее, чем предполагалось, и стал действовать не только как целебный ингредиент, но и как собственно яд. То, что требовалось исцелить, исцелилось. Но другое - побочно отравилось. До степени парализации некоторых социальных институтов.
Кстати, "яд" - не марксизм; марксизм - "катализатор яда". "Яд" существовал в России до появления марксистской идеологии на Западе.

Григорьевка-2017.
окно, кот, мрак, луна
ankudinovkirill
В этом году я стал номинатором поэтической Григорьевской премии.
Мои номинанты - первые по алфавитному списку...

1. Богдан Агрис (г. Москва)
и
2. Александр Адельфинский (г. Майкоп).

Поэты - очень разные. Но оба принадлежат к одному сегменту современной поэзии; оба - "Лирики Лириковичи". Оба в меру сложны - но и просты - простотой "чистой лирики".
В списке есть и мой друг по Москве - Андрей Чемоданов.
Подозреваю, что многие номинированные поэты близки по стилистике Чемоданову. Понятно, что и Агрис, и Адельфинский далеки от поэта Григорьева, именем которого была названа премия. Но так уж вышло...
Ссылку на подборки сделаю после их появления в Сети.

Игорь Вишневецкий. Неизбирательное сродство. Роман из 1835-го года. "Новый мир". № 9, 2017.
окно, кот, мрак, луна
ankudinovkirill
Роман Игоря Вишневецкого - очень точная стилизация русской прозы 30-х годов XIX века. Лучше так - очень точная стилизация русской прозы СЕРЕДИНЫ 30-х годов XIX века. Условно говоря, прозы "добелИнского периода". Вначале текст писан "под Марлинского", потом "под Николая Полевого и Нестора Кукольника", кажется - но там почти вся "добелИнская проза", выискивать первоисточники из этого массива затруднительно. Игорь Вишневецкий действительно культурный человек и УМЕЕТ работать с историческими языками (в отличие от "Прелест и Пленир", неспособных отличить слухом действительную стилизацию у Садовского от невольной пародии у них; отсутствие слуха - вещь врождённая; я ничем не могу помочь "Прелестам и Пленирам"; пущай "их моськи жирные храпят вдесятером").
Текст Вишневецкого можно похвалить: он стОит того. Но есть одна капля дёгтя...
Я не случайно в рецензии, которая была опубликована вчера в "ЛГ", сказал о том, что высшее мастерство прозаика - способность совместить сюжет и язык прозы. В "Неизбирательном сродстве" есть сюжет - фантастико-мистический - по вкусу нынешней литературы и по вкусу ТОГДАШНЕЙ литературы. Но две трети текста почти не имеют к сюжету отношения. Чего стОит рассказ Корсакова о похождениях в Северной Африке или впечатления Эспера Лысогорского от итальянской церковной архитектуры и живописи. Если находить цель текста в грамотной работе с "кодами эпохи" - всё отлично. Но ведь СЮЖЕТ же!... Семечко кедра за скорлупой кокоса.
Почему у Умберто Эко всё получалось - и стилизации, и куча исторических тонкостей, и актуальность, и язык, и сюжет - с идеально просчитанной архитектоникой? И почему предо мной - в очередной раз композиционная ошибка, притом самая типичная, ученическая ("гипертрофия экспозиции")? Не Эко, нет, не Эко... Увы.
P.S.: Главный герой романа Эспер Лысогорский биографически схож с главным героем моей пьесы - он тоже князь и тоже в молодости несколько лет служил в московском Архиве Министерства иностранных дел. Впрочем, это историческая реалия, лежащая на поверхности для "знатоков".

Прерванная вереница антиутопий.
окно, кот, мрак, луна
ankudinovkirill
В свежем номере "Литературной газеты" - мой очередной текст рубрики "Записки искушённого".
Он называется "Прерванная вереница антиутопий" и посвяшён "большой прозе" журнала "Знамя" в текущем году. Пишу о "Прыжке в длину" Славниковой, о "Голубке" Кучерской, о "цельсийном" романе Курчаткина; Славникову только хвалю, Кучерскую и Курчаткина не только хвалю.
Прочитать текст возможно вот здесь...

http://lgz.ru/article/-40-6616-11-10-2017/prervannaya-verenitsa-antiutopiy/.

?

Log in

No account? Create an account