Кирилл Анкудинов online


Previous Entry Share Next Entry
Юлия Старцева. "Коль пойду в сады али в винограды". "Звезда", 2017, № 8.
окно, кот, мрак, луна
ankudinovkirill
Повесть Юлии Старцевой представляет собой очерк биографии Егора Столетова, личности, чья судьба оказалась удивительной, экзотичной и трагичной даже по меркам его эпохи - 20-30-х годов XVIII века. Поэт, секретарь Виллема Монса, щёголь, плут и взяточник, конфидент и любимец Екатерины I, фигурант "дела Монса", "человек свиты" малого двора цесаревны Елизаветы, неосторожный участник фрондёрских бесед круга Долгоруких, ссыльный, главный фигурант "повторного дела", возникшего из случайности. Казнён в 1736 году. Фактологию "дела Столетова" возможно почерпнуть в публикации "Русской Старины" 1873 года (текст есть в Интернете); что придётся делать дальше с фактологией - не вполне ясно: фактология даёт фактуру, но одной фактуры мало.
Автор усиливает фактологическую фактуру фактурой стилистической.

"Казённый человек, всех прочих страшнейший, взял у Монса шпагу, забрал ключи и орлёной печатью запечатал все бумаги.
На квартире Ушакова их ждал император.
-А! Вот и ты тут! - глянул на Монса с презрением. И ни слова более.
Монс же впал в такую дешперацию, так отчаялся, что от высверка котовых грозных глаз лишился чувств, как несчастный мыш в когтях кошачьих.
-Допрос учиним завтра, - молвил император Ушакову, переступив через тело упавшего в обморок камергера. - И дыба не понадобится. Роскошник! Неженка!
И без допроса с пристрастием изящный кавалер, разлетевшийся вдребезги, в порцелинные осколки галантный пастушок признался в премногих дачах, мошенничествах, вымогательствах".

Кому-то эдакая прециозно-куншткамерная стилизация покажется тонкой; мне она тонкой не кажется. Во всём нужна мера.
Вот - ещё пуще...

"Венус-владычица, как забрела ты, нагая, с брегов златых, от винно-пурпурного моря, к нам, диким гипербореям, - по снегу босая... Не чаял узрети вновь красу твою... Ах, первоцветы, ах, травка зелёная! Миру возвращались краски. Скудное питерхсбурское солнце согрело пииту.
И тут его позвали к ея самодержавию".

Ну нельзя же писать такими пунсово-узорчатыми эссенциями! Это уже на китайское производство похоже.
Когда-то у меня на стене висел календарь с изображениями артефактов XVIII века - пистолетов, подзорных труб и манерок - душа радовалась. Возможно, кого-то порадуют и словечки, взятые как такие же "артефакты". Однако у слова иная природа, чем у вещи. Слово требует "сложной связи". Слово "прециозной эпохи" требует сюжета. А тут вместо сюжета - пустая коробочка "википедии", оклеенная "аутентичными" бриллиантами, яхонтами и перламутрами словечек.
Автор хочет писать как Борис Садовской; это не вполне получается - выходит то Сергей Ауслендер, то - особенно ближе к финалу текста - Валентин Пикуль, который в "Слове и деле" претендовал на роль стилиста и который многое взял у Бориса Садовского тоже (он брал из очень разных источников).
...По крайней мере, текст получился красивым, фактологически грамотным, безобидным (чего не скажешь о 80% нынешней "исторической прозы"), и небесполезным по части просветительства. Решпект превеликий, о, Фелица моего вертограда!

  • 1
Ну вот как можно в одной голове уместить Садовского с живой Россией и мертвяка Тынянова с ее раскрашенным трупом?
Впрочем, дама - литературно одаренная. Пусть.

Мне-то Тынянов нравится.
Хотя Тынянов с Садовским впрямь плохо совмещаются.

Бомонд в шоке.

К сожалению, объектесса моего рецензирования оказалась чересчур зависимой от своей "группы поддержки".
И вот результат...

http://yu-sinilga.livejournal.com/681463.html.

И ещё...

http://inesacipa.livejournal.com/1017198.html#comments.


А жаль. С Фелицей можно было нормально поговорить (в отличие от "группы поддержки").
Увы, Фелица тоже перешла на лай. А какой уютный салончик был - консервативно-монархический, изысканный. Пришёл туда недотёпа из Майкопа - и всё полетело кувырком.

Edited at 2017-08-22 03:38 pm (UTC)

Re: Бомонд в шоке.

Нехорошо-с, согласен. Правее меня только стенка, я, можно сказать, сам открытый черносотенец, но вынужден признать, что справа воспаленных дураков столько же сколько и слева (это инвариант: как ни группируй, в любой группе - одно и то же распределение).

Смешно, что оне не заметили вмонтированной головокружительной похвалы:
все же помнят, КТО (огромные буквы) КОГО (тоже огромные буквы) упрекал, что тот пишет "эссенциями". Я даже хотел Вам попенять - мол, перебор, мол, "Эдуард, это уже слишком". А вот оно как - Тынянова оне читали, а русской классики не знают.

Разумеется, автор (тем более дама) имеет право на нервную реакцию, простить и понять легко, но упрек в провинциализме (натуральном, географическом) - ни в какие ворота: савецкие Питер с Масквою - тот же Бердичев начала века, Майкоп и Рязань чем их хуже?

Фрейд - шарлатан (хуже Тынянова, т. к. образованный - Тынянов-то невежда), но тут чисто по Фрейду. Боюсь, что оне сами не совсем столичные и "переживают" (как там в Одессе говорят?) воображенную травму свою.

По сути же вопроса ничего сказать не могу - т. к. не читаю
1)женских творений
2)исторических повестей с претензией на художество
3)намеренно вычурных вещей: проза - это последовательность сильных мыслей, переданных самым кратким и самым ясным способом, он же - необходимо - и самый художественно выразительный. Кафка - фтопку (и Ремизов с Платоновым вместе с ним).





Edited at 2017-08-22 05:34 pm (UTC)

Re: Бомонд в шоке.

Ну, попрёк проживанием в Майкопе - надёжный индикатор пошлости для меня, а на "эссенции" салончик обратил внимание только с вашей подачи - и принялся интерпретировать скрытую цитату в меру умов и сердец.
Поскольку все доступы к себе салончик закрыл, а это место молча посещает, раскрою "фелицыному раишке" глаза на ещё одну очевидность: как-это Пикуль брал у Садовского, ведь Садовской был официально опубликован только после смерти Пикуля? - ах-ах! Да вот так и брал: делов-то - подшивки "Весов" и "Аполлона" в библиотеке поглядеть (они, кажется, были даже не в спецхранах). А как Пикуль брал у Алданова, который в СССР не публиковался? Ходили слухи, что маринист прихватизировал алдановский архив. А как Пикуль брал нелепости о дворе Николая Второго для "Нечистой силы" - у Ильи Василевского Не-Буквы, которого после его расстрела в СССР тоже не публиковали?
О, сколько нам открытий чудных...

Интересный опыт. Заглядываю к Вам периодически, теперь вот ознакомился с реакцией неизвестных мне людей на Вашу рецензию. Очень интересный стиль мышления о себе: "Бревно с глазками навыкате лезет спорить, а то и учить людей неизмеримо умнее себя", советская власть подобный стиль методично и справедливо подавляла, а теперь группы разбрелись по салонам и самоутверждаются, что закономерно, ибо салон провоцирует огораживаться и фантазировать на свой счёт. Удивлен, насколько агрессивно: "Неотесанность, от которой человек хочет избавиться - не порок, а просто качество. Ну, обтешется, для того и слушает умных людей, а там и ума прибавится. Но когда это бревно с глазками навыкате лезет спорить, а то и учить людей неизмеримо умнее себя, чего оно добивается? Чтобы его обтесали? Скорее уж чтобы его распилили, а не поумнеет - спалили к чертям", - и такое огромными периодами, из разных уст. Неприятные периоды, грязноватые, но знать нужно.

У меня, Кирилл, два вопроса в связи с этим: зачем Вы в это рецензирование полезли (Вы же вроде сами напросились)? Вы прогнозировали реакцию или даже провоцировали её? Или же Вы, что называется, наивный?
Второй вопрос вытекает из первого: а что это за группа, что за салон? В социольно-политическом, так сказать, смысле. Воистину, я не знаю страну, в которой живу, а в ней, оказывается, эвона что: "Майкопское бревно лезет учить людей НЕИЗМЕРИМО УМНЕЕ СЕБЯ". Собственно, в год столетия Октября - эдакое и должно было всплыть, чтобы подтвердить правоту большевизма.

Мы живём, под собою не чуя страны...

Я часто пишу о том, что нынешнее российское общество превращается в сыпучую гору микрокорпораций, не слышащих и не видящих друг друга, занятых взаимоудовлетворением в своём уютном круге. На самом деле такая реакция для меня привычность, рутина - сколько раз я задевал "корпоративных кумирчиков" - и получал одинаковую реакцию - вплоть до буквального повторения слов, жестов и аргументов. Хотя корпорации были разными, даже противоположными - по идеологии, по эстетическим ориентировкам, по профессиональному уровню.
Полез я потому, что изначально (до прочтения текста) был настроен на похвалу. Стал читать - и по ходу чтения понимать, что похвалы невозможны. Попридержал многое из того, что напрашивалось на перо (когда дошёл до "дворянин должен крутиться", тут уж и Колядина припомнилась). При публикации рецензии был настроен на "полемику со злостью, но литературную". Увы мне, просчитался. И эта среда тоже оказалась "не сказкой, а тем, чем была".
Салон этот - при рецензируемой писательнице. Архивно-историко-литературоведческий, старорежимный, отчасти окормляемый Галковским. Галковский сделал шаг вперёд - заявил, что русское это интеллектуальное, и тут же совершил два шага назад - свёл "интеллектуализм" к фокусам и к "социальной дистанции". Теперь все, кто гладят "утят" против шерсти - "совки" и "новиопы". Жаль мне барыню: она вошла в "большую литературу" (опубликовавшись в "Звезде"), тут никто никого не жалеет, а барыня привыкла к льстивому окружению камердинера и кухарки. Других рецензий она, судя по всему, не увидит (разве что на "Нацбест" её выдвинут - тогда она получит пару-тройку откликов - и покруче моего). А с такой зазвездённостью её и из "Звезды" вызвездят - там не жалуют черноватую сотню, пускай даже высокоэлитарную; у "Звезды" уже не пять концов, так и не семь же (истина посередине).
К сожалению, восстановление "дореволюционных норм" люди понимают как восстановление "социальных дистанций". И мало кто стремится к практике социального ПОНИМАНИЯ - при том, что аристократизм базировался на такой практике.

Re: Мы живём, под собою не чуя страны...

(Anonymous)
Спасибо за разъяснения.

Со своей стороны оспорю Вашу последнюю реплику: к ВЕЛИКОМУ сожалению и НА БЕДУ - практикуется восстановление "дореволюционных норм", ибо само по себе это кошмар и ужас. Даже если бы восстанавливали только изящные манеры и манерные танцы. Позавчера смотрел на "Культуре" док кино про судьбу и убийство императора Павла - вот, полагаю, квинтэссенция российского "аристократизма".

Re: Мы живём, под собою не чуя страны...

(Anonymous)
...настолько хорошо ПОНЯЛИ своего начальника, что обхитрили, избили, да и придушили, рассчитывая при этом на сынка, который после правил, жил и не тужил. Говно какое-то этот хвалёный аристократизм.

Аристократы...

...Такие же люди, как все.
Они могут быть и глупыми, и корыстными, и коварными.
Но они, хотя бы, никогда не считают себя жертвами - и тем дают пример простым мужикам.
Ныне же для простого народа в роли "барина" - интеллигент; он ноет, показывая пример народу, народ в ответ ноет о своём - и получается кошачий концерт.

Кипит наш разум возмущённый...

По второй ссылке (у "фрейлины") начинают происходить интересные процессы: дамы прочли моё "отчасти окормляемый Галковским" (а что я мог сказать, если ссылок на ДЕГа и его словечки в высказываниях салона полно?), вспомнили, что я когда-то жаловался на окружение ДЕГа, один из участников которого взломал мой первый ЖЖ (дело не обошлось одним только "нигерийским спамом"), дружно поименовали меня сумасшедшим, теперь внушают друг другу, что не боятся ДЕГа.
Если ДЕГ это прочтёт, он, конечно, порадуется; но возмущённый разум, сам замуровавший себя, рискует лопнуть.
Господи, боже ты мой! Я ведь никого не баню (в этом ЖЖ не забанил ни одного). Можно же прийти ко мне и узнать лично от меня о том, что я думаю о хронологических рамках прециозного искусства и "галантного века", и о том, что конкретно случилось с моим старым ЖЖ.
Навыков общения в поле "всеобщей культуры" нет вообще. Нет элементарного понимания, что критик - это такой человек, который может не только похвалить - в этом специфика его деятельности - он предан только культуре. Непременно надобно выискивать какие-то двадцать третьи планы, какие-то "византийские" версии...

Re: Третий акт марлезонского балета.

(Anonymous)
"Артековцы. Не нашего круга."

Кстати, переписка объясняет, как "великая русская литература" провоцирует тутошние внелитературные проблемы: идёт через "письмо" возгонка национальной тщеславной дури, и - понеслось. Вот уже практически все жаждут тщеславиться, потому что пропитаны этою заразительной патокой все социальные конструкции. Так что литература не гордость России, а грех.

Четвёртый акт марлезонского балета.

https://inesacipa.livejournal.com/1019549.html#comments.

Безумихи наткнулись на мою статью, в которой я хвалю адыгейских поэтов, и решили, что я адыгеец. О том, что мою фамилию носили, по крайней мере, два действующих лица русской истории XVII века (самозванец Тимофей и первопроходец Герасим), госпожа историческая писательница не ведает. Она все архивы начала XVIII века изучила, а XVII век - не её поляна.
Одна польза от этого сюжета - в Пикуля дамы всё же заглянули... Хорошо хоть не начали библиотечные формуляры Пикуля искать. С них бы сталось.

Перечитал я "сады-винограды" ещё раз - в библиотеке, с листа.
Ну плохо же! Пересол.

Edited at 2017-09-03 11:59 am (UTC)

Пятый акт марлезонского балета.

https://inesacipa.livejournal.com/1020039.html#comments.

Теперь с участием нового случайного посетителя.

Сапожницы без сапог. Псих(ологин)и.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account